Памятник национальной архитектуры разрушался, а тем временем, виновника его уничтожения поддерживала и расхваливала «Беларусь Сегодня».
Темна и загадочна история Быховского замка, руины которого местные чиновники сегодня лицемерно и стыдливо называют «фрагментами». Был там в советские времена мебельный цех, чуть позже появилось частное производство мебели, основанное местным мастером.
А в годы «царствования» председателя райисполкома Валерия Шкапцова пришел он – мессия из Глуска, с яркой фамилией Сапега и повадками обедневшего польского шляхтича. Ну, к дворянскому роду Сапег этот проходимец не имел ни малейшего отношения, именно поэтому в интервью «СБ», клоун заявил, что не собирается ворошить свою родословную и изучать ветви генеалогического древа глусских Сапег.
Мол, дел много. Выше крыши замка, в которой зияет дыра.
Разбивал дымоходы, сжег крышу
Делами Николай Сапега занялся с энтузиазмом, доведенным до фанатизма: позже выяснилось, что собранная им банда разбивала дымоходы национального памятника архитектуры в поисках сокровищ. Ничего ценного Сапега не нашел. После того, как по его вине сгорела крыша замка и пришлось спешно сворачивать дела в Быхове, он остался должен многим жителям города, которые поверили аферисту, бывшему на короткой ноге с председатем Шкапцовым.
Напоследок “наследник шляхтичей” сдал на металлолом массивную доску с текстом “Памятник архитектуры XVII века. Охраняется государством”. Теперь, кстати, ее заменили на прочную и дешевую пластмассовую “шыльду”, которая не заржавеет.
Как же вышло так, что памятник архитектуры был сдан в аренду мутному бизнесмену? Ну, во-первых, Сапегу поддержал главный «брехунок» Лукашенко – «Беларусь Сегодня», а это, согласитесь, своего рода индульгенция, которую можно сунуть под нос тому, кто усомнится в законности аренды.
Бизнесмен в завязке
В большой статье «Фамилия обязывает» рекламировались «лайфхаки» Сапеги: то, что он рекрутировал на работу по распиловке досок местных бомжей и выплачивал им зарплату едой. То, что он сам в «завязке», ну и конечно, то, что он собирается сделать из Быховского замка второй Тадж-Махал.
Вообще-то выдача зарплаты хлебом насущным, по законам Республики Беларусь, уголовно наказуема – такой “бартер” должен был сразу заинтересовать компетентные органы. Не заинтересовал.
Да и то, что Николай Сапега, “зашился”, еще не повод делать из него икону добропорядочности и сдавать ему в аренду памятник национальной архитектуры. “Закодированных” в Беларуси пруд пруди и орденами их за отказ от спиртного их пока не награждают.
Не Сапега, а Сапегов
Однако лапша, навешанная на уши быховчан Сапегой и журналистом «СБ», работала вплоть до пожара, после которого, как известно и хрен становится насосом. А когда крыша все-таки сгорела, лживые журналисты пошли на попятную, раскритиковали и Сапегу, и Шкапцова. Выяснилось, к тому же, что настоящая фамилия авантюриста не Сапега, а Сапегов. Маленькая хитрость нужна была ему, очевидно, чтобы полностью слиться с великими предшественниками, владельцами замка.
Дальше – мертвая тишина и полная стабильность. Ни уголовных дел, ни судов. Сгорела крыша, ну и туды ее в качель. Не сгнила же…
Во-вторых, в сдаче замка в аренду был кровно заинтересован председатель Валерий Шкапцов: Сапегов ведь не только разбивал дымоходы, но и производил доску. Наверняка делился с «хозяином» района стройматериалами. Кстати, в то время зять председателя райисполкома отстраивал себе особняк.
Дальнейшая история замка изобилует попытками быховский властей откреститься от своих темных делишек. Быховский РОЧС признал пожар несчастным случаем, документы на аренду благополучно испарились из всех архивов, Шкапцов перешел из председателей райисполкома в председатели быховского совета депутатов, а местные идеологи обратились к населению с предложением «скинуться» на ремонт замка.
Открыли благотворительный счет и оторвали угол здания
Был даже открыт благотворительный счет, Игорь Марзалюк начал трепаться про «миллиончики», которые государство выделит на реставрацию памятника национальной архитектуры.
Ничего путного из этого не вышло. Тогда был сделан ход конем – под предлогом санитарной очистки прилегающей к замку территории, власти пригнали к замку бульдозеры и… Оторвали угол старинного здания.
Цель – сравнять здание с землей и закрыть вопрос по принципу: нет тела – нет дела.
Какое там! Быховский замок строился на совесть и чиновникам-варварам не удалось его разрушить.
Что имеем в сухом остатке? Незадолго до смерти, бывший председатель Быховского райисполкома Валерий Шкапцов «произведен» в почетные граждане района. Сапегов зашился в Глуск. Журналист, его восхвалявший, обитает где-то на «Онлайнере» и время от времени возвращается к быховским темам. Игорь Марзалюк, обещавший на реставрацию замка миллионы по госпрограммам, вытанцовывет на рождественских балах у Лукашенко и кроет в хвост, и в гриву, вскормивший его бело-красно-белый флаг.
Все и вся в шоколаде. Кроме, разумеется, Быховского замка.
Правда, ко Дню письменности многострадальный замок немного отреставрировали – двум сторожевым башням вернули пристойный вид, а основное здание завесили баннерами. Баннеры вскоре обветшали. Их пришлось снять. Дожди, снега и ветра постепенно разрушают конструкции здания, превращая “фрагменты” в “фрагментики”.
Обращение автора этих строк в быховскую прокуратуру, в попытке отыскать злополучный договор аренды между Валерием Шкапцовым и Николаем Сапеговым результатов не дало: “документов не обнаружено”. Все концы старательно зачищены виновниками уничтожения замка. Была та аренда или она приснилась быховчанам – уже не докажешь.
Ну, а местные ворюги продолжают добивать Быховский замок: недавно коммунальщики поснимали фонари, украшавшие аллею, ведущую к основному зданию.
На место фонари так и не вернулись – их попросту развезла по дачам новая поросль быховских начальников, твердо усвоивших криминальный опыт своих предшественников из лукашенковской «вертикали».
Фото: meridian28.com