По инвестпроектам – одна печаль, валовый продукт снижается, чиновники в ужасе бегут от инноваций. Читайте продолжение большого обзора экономики региона и проблем управления. Начало – здесь.
Председатель могилевского облисполкома Анатолий Исаченко презентует рост экономики региона в 2023 г. на 5 %. Драйверами роста назначены промышленность и сельское хозяйство – по 5 % и строительство с перспективой наращивания показателей на 4,8 %.
Не будем трогать отрасль строительства – она вечно болтается камнем на шее региональной экономики (это не оскорбление строителей, а констатация влияния отрасли на динамику валового регионально продукта – ВРП), а вот с основными показателями макроэкономики явное преувеличение возможностей.
Что с драйверами роста экономики?
Мало того, что в 2022 г. объем инвестиций значительно уменьшился (87,7 % за 11 месяцев к уровню 2021 г.), но и продолжает падать уже 2 года подряд. Это в немалой степени способствовало снижению ВРП в 2022 г. к уровню предыдущего года на 2,6 %. А как с драйверами роста?
Промышленность в 2022 г. сработала хуже уровня предыдущего года на 5,3 %, а так разрекламированные успехи сельского хозяйства оказались только на 2 % выше провального 2021 г. И урожайность зерновых к концу отчетного периода скатилась с 31.0 ц/га до обыденных 28.4 ц/га, и урожайность картофеля не так уж и впечатляет – 227 ц/га. Радуют лишь успехи в льноводстве – получено льноволокна 7 500 тонн, что значительно превышает уровень 2021 г. А всего-то не стали принимать кадровое решение по Шкловскому льнозаводу. Оказалось, что результат получен вопреки. И так по многим направлениям.
От траектории к траектории…
По мнению облисполкомовских чиновников в 2023 г. пришло время переходить с траектории стабильности на траекторию устойчивого развития. Возможно, на этом тренде председатель облисполкома удержится на своем высоком кресле еще год, что выглядит проблематично в целом, поскольку траектория падения ВРП явно в диссонансе к заявленным приоритетам.
Но вот что реалистично и прагматично в подходе чиновников относительно перспектив развития региона – так это то, что они понимают взаимосвязь достойной зарплаты с требуемыми объемами производства, задачами по экспорту и необходимостью инвестиций. Делая упор на достижении высокой зарплаты как ключевого показателя, чиновники по- любому должны задумываться о модернизации и реализации новых проектов.
Кстати, в перечне завершенных крупных инвестпроектов в Могилевской области («Красный пищевик» в Славгороде, модернизация цеха стеклотары в Елизово, производство технического углерода в Могилеве, производство детских подгузников на ООО «БелЭмса») нет ни одного в ранге инновационных.
К тому же, объем инвестиций в прошлом году составил всего лишь 88 % к уровню 2021 г., что явно недостаточно для старта глобальных достижений в Могилевской области в 2023 г. В этом ракурсе даже председатель облисполкома делает акцент на восстановление устойчивой динамики инвестиций, что само по себе должно придать значительный импульс региональной экономике.
Инвестпроекты – сплошная печаль
Беда часто приходит для чиновников совсем с иной стороны, чем ожидалось. В 2022 г. руководитель государства поручил на местном уровне реализовать инвестиционные проекты на уровне «один район-один проект». Местное руководство предупредили об ответственности за его исполнение, но в течение года таковых смелых по формировании глобальных поглощений государственных денег не нашлось.
Опыт ряда тюремных сидельцев за присвоение бюджетных средств дистанцировал формирование крупных проектов от местной вертикали. Председатель облисполкома периодически пугает руководителей всяких там уровней об ответственности, но реализация проектов априори зависла на уровне крупных промышленных предприятий.
Например, бобруйская «Белшина» зациклена на производстве шин радиальной конструкции новых типоразмеров, Могилевлифтмаш пытается создать тяговые двигатели, Химволокно в который раз дурит голову по теме создания технических нитей и полиэфирных нетканых полотен. В планах области модернизация завода газетной бумаги (Шклов), вагоностроительного завода, «Технолита» (оба проекта в городе Могилеве), завода автотракторных деталей и агрегатов (Бобруйск), завода автомобильных агрегатов (Осиповичи).
Из региональных проектов в области заслуживает внимания лишь организация в Горках сыродельного цеха ОАО «Молочные горки». В целом же, о скудости в сфере инновационности могилевских инвестпроектов на 2023 г. говорят планы по росту производства импортозамещающей продукции лишь на 6 % к уровню предыдущего года. Тема весьма актуальная, но, увы, провальная.
Понастроили теплиц…
Мало кто знает, что с 2021 г. в рамках импортозамещения в Могилевской области приступили к возделыванию арбузов, что первый сбор урожая грецкого ореха ожидается в 2024 г., что уже произведена посадка голубики на площади в 10 гектаров, фасоль возделывалась на на площади 20 га, и даже посадили клубнику на площади в 5 га.
На этом фоне особого интереса не вызывают приобретенная техника различных модификаций, реализация программы для юго-востока Могилевской области и создание 9 мехотрядов для оперативного реагирования на сельхозобстановку в районах области. Нам даже не интересна ситуация с урожайностью голубики и фасоли ибо экономического интереса глобально они не представляют. А вот разъяснения ситуации с тепличными культурами хотелось бы видеть.
Раньше дешевые испанские томаты круглогодично присутствовали на рынках области. Устраивали ценой и качеством огурцы местного производства, конкурировавшие с иностранными поставщиками. Буквально за год ситуация изменилась с точностью наоборот – сегодня доля помидоров в защищенном грунте (зима все-таки) составляет 67,8 %, огурцов только 32,2 %.
Огромные тепловые затраты формируют нереальные цены и, несомненно, сказываются на рентабельности уже явно не социальной овощной продукции и ставят под сомнение эффективность тепличного хозяйства в целом. Но странно, что в структуре тепличной продукции отсутствуют зеленые культуры, которые всегда идут на «ура» у потребителя. На этом фоне уже не удивляет снижение объема товарооборота в могилевской торговле к уровню 2021 г. на 2,3 %. Это как раз те мелочи, формирующие экономику области…
А что со стратегией развития? Здесь упор делается в целом на развитие промышленности, увеличение уровня локализации (ау, импортозамещение), формирование и развитие технологических цепочек на базе местных ресурсов (наконец-то). В наше время весьма актуальна тема вовлечения в кооперационные взаимосвязи малого и среднего бизнеса, не на последнем месте ставка на сельское хозяйство.
(продолжение следует)
Фото иллюстративное, из открытых источников.